Налоговая реформа 2026: история вопросца и мировоззрение игроков диджитал-рынка
С конца сентября 2025 года русский бизнес и ИТ-отрасль, а именно, утратили покой. Всему виной законопроект, ужесточающий налоговые выплаты: ИТ-компании мгновенно лишаются налоговых льгот, а бизнес получает увеличение НДС и понижение лимита по выручке у компаний на УСН. И все эти «подарки» окажутся под елкой у бизнеса уже 1 января 2026:
- увеличение базисной ставки НДС до 22% и отмена льготной ставки на IT-продукты (рост с 0 до 22%);
- увеличение льготных тарифов страховых взносов IT-компаний (рост с 7,6 до 15%);
- отмена порога для МСП по страховым взносам (ставка взносов будет размеренной 30%);
- понижение порога годичный выручки компаний, имеющих право использовать облегченную систему налогообложения (с 60 млн до 10 млн руб. в год).
По прогнозам Минфина, лишь отмена нулевой ставки НДС для программных товаров приведет к пополнению бюджета на 25 миллиардов руб. раз в год. Но Наталья Касперская, глава компании Infowatch и председатель правления АРПП «Российский софт», отмечает, что при начавшихся банкротствах посреди ИТ-компаний, быстрее всего, это будет отрицательная величина. Последствия налоговой реформы, по ее воззрению, полностью не просчитаны.
ИТ-компании против реформы
Уже посреди октября наикрупнейшие ИТ-ассоциаций забили тревогу. На совместной пресс-конференции специалисты отрасли обозначили опасности и нехорошие сценарии, с которыми может столкнуться ИТ-отрасль в связи с налоговой реформой 2026 года. Основной посыл – необходимо сформировать рабочую группу страны и бизнеса для совместного обсуждения поправок в данный законопроект.
Кроме этого ИТ-ассоциации направили письма президенту Владимиру Путину, премьер-министру Мише Мишустину и спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в каких попросили сохранить льготу по НДС. По воззрению представителей отрасли, отмена льготы может:
- привести к падению темпов развития отрасли с имеющихся 20-25% до 3-5% и потере выручки русскими IT-компаниями в 2026 году наиболее чем на 100 миллиардов рублей;
- вынудит русских разрабов повысить цены на свои продукты на 30-35%;
- это в свою очередь повлечет резкое понижение спроса на российскее ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств);
- ИТ-компании будут обязаны сокращать штат и не сумеют развивать продукты до уровня, сравнимого с наилучшими забугорными аналогами.
В итоге из-за закрытия ряда IT-компаний бюджет больше растеряет на НДФЛ и налоге на прибыль, чем приобретет от запланированных конфигураций.
1-ое чтение и застенчивая надежда
21 октября состоялось рассмотрение законопроекта в первом чтении. По его итогам правительство сочло вероятным отложить отмену работающей льготы по НДС. Курирующий ИТ вице-премьер Дмитрий Григоренко отметил, правительство пристально разглядело аргументы, приведенные в воззвании отраслевых IT-ассоциаций, также проанализировало позицию профильного ведомства по этому вопросцу.
В правительстве согласились, что отмена работающей льготы по НДС на данный момент может плохо сказаться на темпах развития и внедрения русского ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств) в экономике.
Заместо этого планируется ввести поэтапный переход по отмене льготной налоговой ставки по НДС для разрабов программного обеспечения. О этом уже сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2026 год.
Также переходный период предполагается разглядеть для увеличения порогового значения доходов, при которых налогоплательщики облегченной системы налогообложения (УСН) стают плательщиками НДС.
Надлежащие поправки планируется приготовить ко второму чтению законопроекта, которое обязано состояться в ноябре 2025 года.
Напомним, налоговые льготы для IT-компаний были введены в 2020 году: тогда налог на прибыль снизился с 20 до 3%, страховые взносы – с 14 до 7,6%. В 2022 году в ответ на введение санкций для поддержки IT-отрасли власти обнулили налог на прибыль, также освободили разрабов софта от НДС. Нулевая ставка по налогу на прибыль действовала до конца 2024 года, в этом году IT-компании платят налог на прибыль по ставке 5%.
Что задумываются игроки digital-рынка о налоговой реформе 2026 года?
SEOnews побеседовал с профессионалами рынка и вызнал, как налоговая реформа отразится на digital-компаниях, как они уже готовятся к изменениям 2026 года и как поменяются цены на digital-услуги, если поправки будут приняты.
1. Как налоговая реформа 2026 года может отразиться на digital-рынке?

Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основоположник Пиксель Тулс, https://sevalnev.ru/
Будет и дальше понижаться рентабельность компаний в сфере digital, что, непременно, негативно скажется на средней заработной плате в отрасли и потенциально может привести к понижению свойства услуг на рынке.
Я не думаю, что это приведет к падению всего рынка, но может значительно замедлить темп его роста.
Уже на данный момент почти все игроки отмечают, что приходится пересматривать планы, которые были построены на 4 квартал 2025 г., поэтому что они перестают производиться в связи со слабенькой динамикой.
Итого, кажется:
- замедление темпов роста;
- понижение средней заработной платы;
- снижение привлекательности сферы digital для соискателей.

Никита Андросов, основоположник и управляющий компании Ingate Group
Налоговая реформа очень подожмет диджитал-рынок. Фактически все агентства получат двойной удар под дых. С одной стороны, клиентов, которые желают, чтоб они уменьшили собственные чеки ввиду того, что НДС по кругу будет приводить к довольно большенный наценке. Раз. Во-2-х, все поставщики будут желать прирастить цены. И сразу с сиим возрастут автоматом цены на самую главную статью издержек всех цифровых агентств. Это фонд оплаты труда. Самое основное в этом тезисе: опосля такового «подарка» от страны выживут «не только лишь только все».

Глеб Кащеев, генеральный директор Sendsay
Быстрее всего, с большенными трудностями столкнутся IT-компании с низкой маржинальностью. На IT-рынке и так ФОТ является главной статьей расходов, и его рост на 7,5% может подкосить компании, с маржинальностью в 10-15%.
Также с неуввязками могут столкнуться компании, у каких клиенты в главном малый и средний бизнес на УСН – для их включение НДС в стоимость услуг значит прямое удорожание продукта либо услуги, и часть из их может отрешиться от использования услуг IT-компании, что еще более понизит прибыль.

Дарья Свистунова, генеральный директор Сидорин Лаб (SL)
Вправду, планируемая налоговая реформа 2026 года – это главный стратегический вызов, который уже сейчас находится в фокусе нашего внимания. Как управляющий диджитал-агентства, я вижу в этих конфигурациях не только лишь потенциальные опасности, да и стимул для роста и оптимизации всего рынка.
Структурное действие на рынок можно обрисовать так:
- Прямой рост издержек: фонд оплаты труда (ФОТ) для большинства компаний вырастет на 15-20%. Это впрямую стукнет по рентабельности, потому что основная статья издержек в диджитале – это заработной платы.
- Усложнение администрирования: переход на НДС и общее ужесточение правил прирастят бюрократическую нагрузку и издержки на ведение бухгалтерии.
- Сокращение валютного потока: авансовые платежи по НДС и рост налогового бремени уменьшат вольные валютные средства, которые компании направляли на развитие.
Итоговый эффект для рынка: мы ожидаем консолидации и «очищения» рынка. Маленькие студии и фрилансеры, работающие на грани рентабельности, столкнутся с суровыми трудностями. В то же время проф, отлично структурированные агентства укрепят свои позиции. Возможна волна слияний и поглощений.

Евгений Лукин, генеральный директор SEO.RU
Налоговая реформа 2026 года способна значительно поменять экономику digital-рынка. Вероятный рост страховых взносов с 7,6% до 15% и понижение порога НДС с 60 до 10 млн рублей приведут к росту налоговой перегрузки на значительную часть компаний отрасли. Это, вместе с инфляционным давлением, фактически безизбежно приведет к сокращению маржинальности и росту цены услуг на 15-20%.
Увеличение цен безизбежно скажется на доступности digital-услуг для бизнеса, что может привести к сжатию емкости рынка и усилению конкуренции. В особенности уязвимыми окажутся маленькие агентства, для которых одномоментное повышение цен для текущих клиентов может обернуться «похудением» клиентского ранца.
На практике это будет означать два обычных сценария:
- Рост цены услуг при сохранении их размера и свойства.
- Сохранение цены при сокращении размера и, как следствие, понижение эффективности.
Наиболее большие и устойчивые компании, напротив, сумеют приспособиться резвее и даже укрепить свои позиции на фоне рыночных конфигураций.

Дмитрий Жохов, партнер click.ru
Издержки подрядчиков возрастут и учет усложнится.
В проекте: рост базисной ставки НДС до 22% и резкое понижение порога для УСН до 10 млн рублей с выбором «обратного» НДС 5%/7% (без вычетов), или обыденных ставок (с вычетами). Маленьким компаниям (приблизительно 20-25 клиентов) пригодится дорогой и непростой бухгалтерский учет: счета-фактуры, книжки продаж/покупок, декларации по НДС.
Страховые взносы: для большинства МСП льгота «15%» сворачивается (возврат к 30%/15,1%), у ИТ-компаний – 15% в границах базы и 7,6% сверх. Это увеличивает ФОТ подрядчиков, как самих маркетинговых агентств, так и их подрядчиков, если таковые имеются => просто удорожание услуг для рекламодателей.
Макроэффект: Минфин/аналитики ЦБ оценивают короткосрочный вклад НДС в инфляцию на уровне ≈0,6-1,0 п.п., это, как мне кажется, заниженная оценка, не включающая рост цен во всей цепочке сотворения ценности.
Практика оплат в малых агентствах (кто больше всего мучается от конфигураций в налоговом кодексе) не изменяется на самом деле. Как и на данный момент, рекламодатели проводят медиабюджеты впрямую в маркетинговые системы либо через агрегаторов, чтоб получать НДС к вычету – просто стоимость ошибки в документообороте и ЕРИР станет выше.
2. Как ваша компания готовится к сиим нововведениям?

Глеб Кащеев, генеральный директор Sendsay
Пока, в связи с резко возросшими растратами на ФОТ из-за роста взносов, мы временно заморозили найм новейших служащих (не считая подмены уволившихся). Ну и естественно добавили НДС к ценам. Больше никаких конфигураций пока в компании нет.

Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основоположник Пиксель Тулс, https://sevalnev.ru/
Весьма трудно положительно относиться к увеличению налогов… Наверняка, это новейший уровень дзена который еще нужно достигнуть =)
В особенности, если вспомянуть, что правила игры стали изменяться очень нередко:
- 3% на рекламу;
- введение НДС для компаний на УСН;
- прогрессивная шкала НДФЛ;
- …
Для адаптации к изменениям мы:
- Отчасти пересматриваем уровень денежной мотивации для новейших служащих.
- Повышаем стоимость часа работы профессионалов.

Никита Андросов, основоположник и управляющий компании Ingate Group
Мы рассматриваем вопросцы по противодействию всему этому добру и в повышении цен, и в срезании издержек, и в пересортировке нашего ранца товаров. Беспристрастно говоря, ситуация с 1 января 2026 года будет по ощущениям подобна той, которая была в 2022 году. Придется весьма много проводить параллельных реформ и сокращений всего на свете.

Дарья Свистунова, генеральный директор Сидорин Лаб (SL)
Мы начали подготовку заранее, рассматривая ее как стратегическую задачку. Наша программка действий включает четыре главных направления:
1. Оптимизация операционной эффективности:
- Проводим глубочайший аудит всех внутренних действий.
- Внедряем твердые KPI по рентабельности проектов.
- Интенсивно автоматизируем рутину для сокращения непродуктивных издержек.
2. Адаптация ценовой политики:
- Поэтапно закладываем поправку на рост налоговой перегрузки в новейшие договоры и продления.
- Информируем главных клиентов о неминуемом, но предсказуемом росте цен на 10-15% к 2026-2027 году.
- Делаем упор на ценности и измеримой эффективности наших услуг для бизнеса клиентов.
3. Развитие кадрового потенциала:
- Делаем ставку на удержание и развитие наилучших профессионалов, а не на сокращения.
- Инвестируем в систему мотивации, корпоративную культуру и проф рост.
- Интенсивно растим таланты снутри компании, чтоб понизить зависимость от дорогих наймов на рынке.
4. Реструктуризация денежной и юридической модели:
- Анализируем рациональные режимы налогообложения и легитимные схемы оптимизации.
- Одним из главных решений сделалось получение резидентства «Сколково», что в перспективе отчасти смягчит нагрузку.

Дмитрий Жохов, партнер click.ru
Мы постоянно были на ОСНО (не ИТ-льготники и не МСП), потому работаем с НДС «в полный рост». На самом деле, конфигурации лишь в документах: оферты/договоры перевести на 22%.
Документы под вычет для B2B: при оплате (расчёту за купленный товар или полученную услугу) через click.ru рекламодатели получают автоматом.
Не так давно у нас возникла биржа исполнителей, ожидаем приток профессионалов и микроагентств, уходящих от формата ООО (драгоценного НДС-учета) в форматы фрилансеров (самозанятых и ИП). Снижаем порог входа для обеих сторон сделки (рекламодателей и исполнителей): единый контракт и ЭДО, чеки НПД, корректные документы для вычетов у заказчика, интеграции с ЕРИР.

Евгений Лукин, генеральный директор SEO.RU
Мы заблаговременно провели «домашнюю работу» – пересобрали финансовую модель, сделав ее устойчивой и равновесной. Это дозволит нам повысить заработные платы служащих при умеренном росте цены услуг и сохранении разумной маржинальности.
Беря во внимание потенциальные трудности для всего digital-рынка, мы не сокращаем активность, а напротив – апгрейдим и отменно обновляем услуги.
3. Как могут вырасти цены на digital-услуги в 2026 году?

Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основоположник Пиксель Тулс, https://sevalnev.ru/
Думаю, что рост составит 12-20%.
Это соединено с тем, что в среднем бизнес регистрирует стоимость для того, чтоб восполнить инфляцию, а здесь увеличение будет наиболее значимым, так как вырастет и налоговая перегрузка.

Никита Андросов, основоположник и управляющий компании Ingate Group
Я считаю, что все мелкие автоматом подорожают, а все средние попробуют как-то там ребалансировать собственные издержки и подорожают несущественно – в границах 10%. А вот все огромные, там весьма большенный вопросец к любому отдельному игроку и его структуре издержек. Я навряд ли ошибусь, если скажу, что от 15% до 25% – это среднее подражание, которое можно разглядывать как таргетное.

Глеб Кащеев, генеральный директор Sendsay
Естественно, все расходы IT-компании сходу либо равномерно переложат на клиентов, заложив в стоимость. Если у клиентов на обыкновенной системе налогообложения включение НДС сверх цены услуг быстрее всего не вызовет заморочек, то для малого и среднего бизнеса это может оказаться чувствительным – для их стоимость IT-услуг либо товаров вырастет практически на третья часть.

Дарья Свистунова, генеральный директор Сидорин Лаб (SL)
Мы ожидаем поэтапный рост цен в среднем по рынку на 15-25% в течение 2026-2027 годов. Это не будет единовременным скачком.
Динамика по секторам:
- Посильнее всего подорожают услуги с высочайшей толикой ручного труда: контекстная реклама, ведение соцсетей, SEO, управление репутацией.
- Высокомаржинальные продукты (разработка сложного ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств)) сумеют подольше абсорбировать издержки, но в среднесрочной перспективе рост также проявится.
Смена парадигмы для клиентов: клиентам стоит готовиться к тому, что эра «дешевенького» диджитала заканчивается. На 1-ый план выйдет не стоимость часа, а определенный измеримый бизнес-результат.

Дмитрий Жохов, партнер click.ru
У B2C и части УСН без вычетов: к стоимости добавится эффект НДС (т.е. 5-7%) + издержки администрирования.
У B2B с вычетами: ставочный эффект от увеличения НДС до 22% отсутствует, но удорожание все равно произойдет – НДС-учет у подрядчиков, рост расходов на ФОТ (сворачивание льготы МСП, новейшие правила для ИТ), плюс расходы на бухгалтерию (аутсорс/онлайн-бухгалтерия/штат). Результат – приметный рост комиссии/сервисных строк, даже при сохранении вычетов.
Заключение
Опрошенные специалисты сходятся в оценках вероятного конфигурации цен: если налоговая реформа будет принята без конфигураций, стоимость digital-услуг вырастет на 15-25% в 2026 году.
И если большие ИТ-ассоциации решают пробы достучаться до регулятора и как-то поменять готовящуюся реформу, то со стороны больших digital-копаний таковой активности на данный момент не наблюдается.

Дмитрий Севальнев, Co-owner Пиксель Плюс, основоположник Пиксель Тулс, https://sevalnev.ru/
К огорчению, не слышал ни о одной схожей инициативе в сфере digital.
Было бы круто, если б у нас возникли ассоциации, которые так же пробовали бы воздействовать на решения регулятора. Хотя у меня здесь сомнения в эффективности схожих мер. Быстрее, воздействие может быть ДО, на наиболее ранешних шагах, а здесь ассоциация навряд ли поможет.
С иной стороны, диджитал-рынок не существует раздельно от IT-рынка. Потому инициатива ИТ-ассоциаций затрагивает весь рынок, и вопросец только в том, будут ли аргументы бизнеса услышаны, и окажутся ли итоговые поправки в законопроект наиболее равновесными.
Но не все предложения ИТ-ассоциаций по смягчению реформы неплохи для диджитал-компаний.

Евгений Лукин, генеральный директор SEO.RU
IT-ассоциации предложили вариант корректировки реформы, который сформировывает два вероятных сценария:
- Отмена льгот на уплату НДС для разрабов ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств) – нерентабельна разрабам, но относительно нейтральна для digital-агентств.
- Сохранение льгот при повышении налогов на прибыль либо доходы всех IT-компаний на 2,5-3 п.п. – прибыльна разрабам ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств), но стукнет по digital-компаниям.
Такое расхождение сформировывает сокрытый конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) интересов снутри всей отрасли.
Возможность реализации налоговой реформы остается высочайшей. Но 1-ое чтение законопроекта показало, что правительство прислушивается к отраслевым ассоциациям. Специалисты убеждены, что игроки ИТ-рынка могут воздействовать только на характеристики реформы, но не на сам факт ее принятия. И на данный момент идет речь не о противоборстве реформе, а о переговорах по характеристикам – типичном «передвигании налоговых ползунков», где результатом обязано стать применимое решение, как для страны, так и для бизнеса.